Посетите страницы ДОСААФ России в соцсетях: vk
Баннер
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ОГНЕННЫЙ ДЕСАНТ

IMG 2102

В ночь с 23 на 24 октября 1942 года в город Майкоп был выброшен десант морской пехоты Военно-воздушных сил Черноморского флота (ВВС ЧФ) для уничтожения фашистского аэродрома, базировавшегося на северной окраине Майкопа.

 

 

 

 

 

30 минутный бой десантников по уничтожению вражеских самолетов вошел в историю Великой Отечественной войны как героический подвиг моряков.

Обстановка на фронтах в битве за Кавказ в октябре 1942 года складывалась тяжелая. Фашистское командование, стремясь закрепиться на побережье Черного моря, стало перебрасывать на Кавказ отборные войска. Среди них и 8-й авиационный корпус генерала Рифтгофена, который расположился на Майкопском аэродроме.

Авиационный корпус осуществлял регулярные налеты на базы и корабли Черноморского флота, на позиции наших войск на перевалах Главного Кавказского хребта, бомбил Сочи, ставший городом-госпиталем. В составе корпуса были собраны лучшие ассы люфтваффе.

b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_2.jpg b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_3.jpg

Попытки нашей авиации уничтожить аэродром с воздуха не принесли желаемых результатов. Фашистская авиабаза была надежно защищена зенитными средствами и истребительной авиацией. И тогда Военный совет Черноморского флота решил высадить на аэродром десант, чтобы уничтожить самолеты противника на земле.

По данным разведки стало известно, что на аэродроме в Майкопе базируется более полусотни фашистских истребителей «МЕ-109» с опытными летчиками.

Командующий военно-воздушными силами Черноморского флота В.В. Ермаченков приказал экипажам 5-го гвардейского, 40-го и 62 авиаполков совместно с десантниками нанести комбинированный удар по Майкопскому аэродрому.

b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_4.jpg b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_5.jpg

К операции тщательно готовились и десантники, и летчики. И вот наступил день операции. Днем 23 октября 1942 года экипаж самолета «Пе-3» 27-й отдельной эскадрильи произвел аэрофотосъемку аэродрома Майкоп и установил на нем наличие 39 самолетов.

23 октября в 21 час 30 минут на аэродром в Бабушерах (село Дранды близ города Сухуми) приехали провожать на боевую операцию и произнесли слова напутствия Василий Васильевич Ермаченков, член Военного совета контр-адмирал Николай Михайлович Кулаков и командир авиабригады подполковник Николай Александрович Токарев.

Первым взмыл в ночное небо транспортный самолет «ЛИ-2», пилотируемый капитаном П. Малиновским, с группой прикрытия и уничтожения охраны аэродрома. Вслед за ним взлетел тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «ТБ-3» капитана С. Гаврилова с диверсионной группой. На первом находилось 18 парашютистов, на втором 22 из них два проводника-представителя Майкопского партизанского отряда.

Обеспечение действий десантников возлагалось на бомбардировочную авиацию, которая должна была подавить систему ПВО аэродрома, отвлечь на себя огонь зенитных средств и прожекторов, установить световые ориентиры для точного вывода на аэродром транспортно-десантной авиации и воспрепятствовать подходу резервов противника к аэродрому из города.

Непосредственно перед высадкой морского десанта на Майкопский аэродром были подняты в небо девять самолетов «ДБ-3ф» пятого гвардейского и два «СБ» 40-го авиационного авиаполка для бомбежки города Майкопа, а также два истребителя «И-15 БИС» 62-го авиаполка под командованием командира звена третьей эскадрильи, капитана Алексея Фурлетова. Всего по плану операции было задействовано самолетов: транспортные - один «ЛИ-2» (или ПС-84), один «ТБ-3», девять «ДБ-3ф», два «СБ», два «И-15 БИС». Итого: 15 самолетов.

Бомбардировщики сделали по 5-6 заходов на бомбометание по наземным целям города Майкопа. Вслед за ними появились штурмовики, которые обрушили свой огонь на прожекторные установки и на зенитные батареи врага. Пять прожекторов врага были уничтожены.

В 22 часа 45 минут бомбардировщики начали бомбить вокзал, железнодорожные склады, деревообрабывающий завод и аэродром. За три минуты до начала высадки десанта на железнодорожную станцию Майкоп было сброшено более 300 зажигательных бомб. Было полнолуние, ночь была звездная, безоблачная. Пожары, возникшие в районе аэродрома, осветили всю округу. Сноп трассирующих пуль, выпущенный по самолетам, служил хорошим ориентиром для высадки десанта.

Удар, нанесенный авиацией по аэродрому и подступам со стороны города, не сумел подавить средства ПВО фашистов. В результате на аэродром высадилась только половина десантников, остальные высадились западнее его.

О внезапности ночного десанта не могло быть и речи. Фашисты были в полной боевой готовности. Ночной налет бомбардировщиков поднял на ноги всю противовоздушную оборону аэродрома и наземную охрану. Десантные самолеты, схваченные в клещи прожекторов, были обстреляны из всех видов оружия.

b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_6.jpg b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_7.jpg

В 23 часа 29 минут самолет «ЛИ-2» с группой прикрытия вышел на восточную окраину вражеского аэродрома и, находясь в лучах мощных прожекторов, под огнем зенитных батарей и пулеметов начал высадку десанта. Высадкой десанта руководил его командир - капитан Михаил Орлов. В 23-30 высадка первой группы была закончена. Десантники выбрасывались с малой высоты и приземлялись кучно. Приземлившись, они сразу вступили в бой с охраной аэродрома. Стали пробиваться к вражеским самолетам, поджигать и взрывать их. Задачу уничтожения вражеского аэродрома выполнять пришлось в основном группе старшины Соловьева Павла Михайловича. Они уничтожили три пулеметные точки, повредили 10 и сожгли 13 самолетов противника.

Самолет «ТБ-3» с диверсионной группой вышел к месту боя севернее центра аэродрома с опозданием на 1,5-2 минуты. Весь огонь зенитных пулеметов и пушек фашисты сосредоточили на втором самолете, тем самым, позволив первой десантной группе выполнить задание. Самолет был уже над центром аэродрома, когда в бензобак, расположенный в крыле самолета попал зенитный снаряд. Парашютисты начали выпрыгивать из горящего самолета. Некоторых десантников при взрыве бензобака обдало бензином, и они летели вниз горящими факелами, сбивая пламя. Двоим, этого сделать не удалось. Парашюты Александра Малышкина и Михаила Мальцева сгорели в воздухе.

22-33 минуты самолет пошел на резкое снижение, ударился о землю и взорвался. Удалось спастись лишь командиру корабля Серафиму Петровичу Гаврилову.

Прожекторы направили всю свою световую мощь на снижающихся парашютистов и ослепили десантников. Освещенные прожекторами, десантники покрылись росчерками трассирующих пуль и взрывающихся зенитных снарядов. Трассирующие пули и снаряды прожигали купола парашютов.

Приземлившись, вторая группа диверсантов приступила к уничтожению вражеских самолетов. После 30-ти минутного боя с фашистами в небо взвились две зеленые ракеты. Это командир парашютно-десантного отряда Павел Михайлович Соловьев дал сигнал к завершению операции и отходу десантников в лес.

Утром 24-го октября на фотосъемки Майкопского аэродрома был направлен советский самолет-разведчик, в экипаж которого входили летчик Скугарь и штурман Василевский. Расшифровка фотоснимков показала, что в ходе этой операции сожжено 12 и повреждено 10 фашистских самолетов.

b_280_185_16777215_0___images_stories_images_News_2020_OGNENDESANT_8.jpg

Также установлено, что в ходе боя было убито 40 гитлеровцев, из которых четыре были убиты лично командиром парашютно-десантного отряда старшиной Соловьевым Павлом Михайловичем. Из 40 десантников, вылетевших на боевое задание, трое вернулись на базу не десантируясь, остальные вступили в бой с фашистами. Часть десантников вернулись с боевого задания, а часть погибла. Погибшие были внесены в списки пропавших без вести. Двое партизан-проводников из Майкопа Терещенко Владимир Александрович и Суханов Гаврил Иванович и экипаж самолета «ТБ-3», погибли в подбитом самолете.

Десантники, отбиваясь от фашистов, ушли в лес восточнее города Майкопа. Малыми группами, в одиночку, при помощи партизан выходили в расположение советских войск за линию фронта в намеченный пункт сбора - село Алексеевское (Хамышки). Здесь располагался легкий полевой аэродром для приема самолетов «У-2».

Из материалов журналиста-исследователя, члена поискового движения в Адыгее, Ивана Васильевича БОРМАТОВА

Поделитесь с друзьями:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ОНЛАЙН-сервисы

Ваше мнение

Как Вы оцениваете работу РО ДОСААФ РА?

Праздники России

Новости ДОСААФ России

 

Яндекс.Погода

Мы на карте

© 2011 - Региональное отделение ДОСААФ России Республики Адыгея
385002, Российская Федерация, Республика Адыгея, г. Майкоп, пер. Челюскинцев, 2

тел.: +7 (8772) 52-11-30
факс: +7 (8772) 52-25-55
e-mail: dosaaf-ra@mail.ru

Обратная связь

Напишите нам и мы ответим на все интересующие Вас вопросы.

 

* - отмечены поля, обязательные для заполнения

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Система Orphus